Под системой понимают любой объект,
который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в
интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным
целям.
Приведем несколько систем, состоящих из
разных элементов и направленных на реализацию разных целей.
Таблица 1
Система |
Элементы системы |
Главная цель системы |
Фирма |
Люди, оборудование, материалы, здания и др. |
Производство товаров |
Компьютер |
Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др. |
Обработка данных |
Телекоммуникационная система |
Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и
др. |
Передача информации |
Информационная система |
Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и
программное обеспечение |
Производство профессиональной информации |
Информационная
система -
взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для
хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной
цели.
АИС - это
человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск
и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и
коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности
в различных сферах управления.
Этапы
развития АИС
История развития информационных систем и
цели их использования на разных периодах представлены в табл. 1.1.2.
Таблица 2.
Изменение подхода к использованию информационных систем
Изменение подхода к использованию |
Концепция использования информации |
Вид информационных систем |
Цель использования |
1950-1960 гг. |
Бумажный поток расчетных документов |
Информационные системы обработки расчетных документов на
электромеханических бухгалтерских машинах |
Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры
обработки счетов и расчета зарплаты |
1960-1970 гг. |
Основная помощь в подготовке отчетов |
Управленческие ин формационные системы для производственной
информации |
Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970-1990 гг. |
Управленческий контроль реализации (продаж) |
Системы поддержки принятия решений Системы для высшего звена управления |
Выработка наиболее рационального решения |
2000--- гг. |
Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий
конкурентное преимущество |
Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы |
Выживание и процветание фирмы |
1 этап. Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
2 этап. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
3 этап. В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
4 этап. К концу 90-х начала 2000 гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.