Технология баз знаний ( БЗ ) и экспертных систем ( ЭС ). БЗ -
накопление, структурирование и хранение с помощью ЭВМ знаний, сведений из
различных областей таким организованным способом, что можно иметь доступ к этим
знаниям, расширять их, получать, выводить новые знания и т.д.
База знаний (knowledge base) - совокупность фактов и правил, описывающая предметную область и вместе с механизмом вывода позволяющая отвечать на вопросы, соответствующие этой предметной области, но ответы на которые в явном виде не присутствуют в базе. База знаний является составной частью интеллектуальных, в частности экспертных систем. Для представления знаний используется ряд моделей, таких, как семантическая сеть, процедурная, фреймовая и др.
База знаний- накопление, структурирование и хранение с помощью ЭВМ знаний, сведений из различных областей таким организованным способом, что можно иметь доступ к этим знаниям, расширять их, получать, выводить новые знания и т.д.
Экспертная система -
накопление опыта, знаний, умений, навыков высокого уровня профессионалов-экспертов,
структурирование и хранение, актуализация с помощью ЭВМ с целью получения
экспертных суждений по различным проблемам данной области.
Важность экспертных систем состоит в следующем:
- технология экспертных систем существенно расширяет круг практически значимых задач, решаемых на компьютерах, решение которых приносит значительный экономический эффект;
- технология ЭС является важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования: длительность и, следовательно, высокая стоимость разработки сложных приложений;
- высокая стоимость сопровождения сложных систем, которая часто в несколько раз превосходит стоимость их разработки; низкий уровень повторной используемости программ и т.п.;
- объединение технологии ЭС с технологией традиционного программирования добавляет новые качества к программным продуктам за счет: обеспечения динамичной модификации приложений пользователем, а не программистом; большей "прозрачности" приложения (например, знания хранятся на ограниченном ЕЯ, что не требует комментариев к знаниям, упрощает обучение и сопровождение); лучшей графики; интерфейса и взаимодействия.
Типичная статическая ЭС состоит из следующих основных компонентов (рис. 1.):
- решателя (интерпретатора);
- рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД);
- базы знаний (БЗ);
- компонентов приобретения знаний;
- объяснительного компонента;
- диалогового компонента.
