Обеспечение ИС:
математическое, программное, информационное, организационное, правовое, техническое, лингвистическое и эргономическое обеспечение ИС.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют:
- информационное,
- техническое,
- математическое,
- программное,
- организационное,
- правовое обеспечение.
Информационное
обеспечение (ИО) -
совокупность единой системы классификации и кодирования информации,
унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих
в организации, а также методология построения баз данных.
Назначение подсистемы информационного
обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной
информации для принятия управленческих решений.
Техническое
обеспечение (ТО) -
комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной
системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические
процессы.
Комплекс технических средств составляют:
- компьютеры любых моделей;
- устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
- устройства передачи данных и линий связи;
- оргтехника и устройства автоматического съема информации;
- эксплуатационные материалы и др.
К настоящему времени сложились две
основные формы организации технического обеспечения (формы использования
технических средств): централизованная и частично или полностью
децентрализованная.
Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.
Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать,
по-видимому, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения
на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой
ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
Математическое
и программное обеспечение (МО, ПО) - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и
программ для реализации целей и задач информационной системы, а также
нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения
относятся:
- средства моделирования процессов управления;
- типовые задачи управления;
- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят
общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая
документация.
К общесистемному программному обеспечению
относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и
предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для
расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления
процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение
представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной
информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП),
реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие
функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку
программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию,
экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Организационное
обеспечение (ОО) -
совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с
техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации
информационной системы.
Организационное обеспечение реализует
следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Правовое
обеспечение (Пр.О) -
совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и
функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения,
преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения
является укрепление законности.